Все́нощное бде́ние (Всенощная), богослужение православной церкви, совершаемое накануне воскресений и отдельных праздников. Возникло в первые века христианства, с IV в. распространилось в Византии и на православном Востоке, с конца XIV в. на Руси. Объединяет службы великой вечерни, утрени и первого часа. До XVII в. песнопения Всенощного бдения исполнялись преимущественно знаменным распевом, с 1680-х гг. в стиле партесного пения. В XVIII в. Д. С. Бортнянский, С. А. Дегтярёв создавали отдельные хоровые произведения, составляющие круг песнопений Всенощного бдения. Со второй половины XIX в. в композиторскую практику входит создание циклических хоровых произведений («Всенощное бдение» П. И. Чайковского, А. Т. Гречанинова, А. Д. Кастальского, П. Г. Чеснокова, С. В. Рахманинова).
* * *
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - ВСЕ́НОЩНОЕ БДЕ́НИЕ (всенощная, агрипния) (греч. agrypnia, букв. - бессонное, бодрствование), в византийском обряде (см. ВИЗАНТИЙСКИЙ ОБРЯД) торжественное богослужение (см. БОГОСЛУЖЕНИЕ в христианстве), совершающееся в канун воскресных и праздничных дней в вечернее время суток. Представляет собой соединение великой Вечерни (см. ВЕЧЕРНЯ), праздничной Утрени (см. УТРЕНЯ) и 1-го Часа.
Практика Всенощного бдения возникла в среде монахов, которые жили в отдельных кельях в отдалении друг от друга и собирались вместе раз в неделю, в канун воскресных и праздничных дней для совместной службы, продолжавшейся всю ночь. Древние монашеские Типиконы (см. ТИПИКОН) предписывали начинать богослужение во время захода солнца и заканчивать при его восходе, при этом молитвы и песнопения Вечерни (см. ВЕЧЕРНЯ) и Утрени (см. УТРЕНЯ) строго соотносились с конкретными часами суток. В основе обычая совершать всенощное бдение лежала заповедь Христа: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Евангелие от Матфея 25:13). Наиболее раннее упоминание о всенощном бдении содержится в Деяниях апостолов (см. ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ). Всенощное бдение получает особое развитие в 4 в., когда благодаря Иоанну Златоусту (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ) оно приобретает чинопоследование, близкое к современному. Однако в 4 в. Всенощное бдение совершалось преимущественно в канун субботы, а не под воскресенье. От начала 7 в. сохранился рассказ о посещении (около 606) воскресного бдения у синайского аввы Нила иноками Иоанном Мосхом и Софронием (см. СОФРОНИЙ (патриарх Иерусалимский)), будущим патриархом Иерусалимским. Схема общей службы была сходна с современной, однако по строгому уставу монахов-отшельников, на Всенощном бдении не полагалось пения стихир (см. СТИХИРА) и тропарей (см. ТРОПАРЬ), которые были принадлежностью соборных церквей и менее строгих монастырей, полагалось лишь одно псалмопение (Псалтирь (см. ПСАЛТИРЬ) прочитывалась полностью за одну ночь), чтение Священного Писания (см. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ), молитв «Отче наш» и «Господи, помилуй». Всенощное бдение составляет отличительную черту Иерусалимского богослужебного Устава; Студийский устав не предполагает Всенощного бдения ни для одного дня года и предписывает отдельно совершать Вечерню, Утреню и 1-й Час. В памятниках позднейшего времени число ежегодных всенощных бдений достигает 68. В его состав входят молитвы, чтение Ветхого Завета (см. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ), псалмов и поучений, песнопения и антифоны (см. АНТИФОН). В Русской Православной Церкви Всенощное бдение появилось только в конце 14 в. - со введением на Руси Иерусалимского Устава.
В латинском обряде (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД) всенощные бдения чаще всего устраиваются в ночь на некоторые из праздников (особенно, Рождество (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО) и Пятидесятницу (см. ПЯТИДЕСЯТНИЦА)) или в последние дни Страстной недели (см. СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ) и состоят из серии действий, не предписанных какими-либо правилами, избираемых по усмотрению пастырей и общин или исходя из уже сложившегося обычая: в их число могут входить богослужения суточного круга, Месса (см. МЕССА), литании (см. ЛИТАНИЯ), Розарий (см. РОЗАРИЙ (молитва)), Крестный Путь (см. КРЕСТНЫЙ ПУТЬ), отдельные молитвы, чтение Священного Писания и других благочестивых книг, размышления, сопровождаемые молитвой и собеседованием в кругу общины, и т. п. В последние годы всенощные бдения получают в Католической Церкви все большее распространение, особенно в монашеских орденах (см. МОНАШЕСКИЕ ОРДЕНА) и конгрегациях (см. КОНГРЕГАЦИИ) и в харизматических общинах, а также в некоторых приходах, где осуществляются, как правило, силами молодых прихожан.